Вернуться Мероприятия / LF Talks. COVID-19 — тест для правовых систем мира. США, Китай, Швеция

LF Talks. COVID-19 — тест для правовых систем мира. США, Китай, Швеция

31 августа 2020
Круглый стол

Описание мероприятия

31 августа 2020 года в рамках серии онлайн-мероприятий LF Talks Центр международных и сравнительно-правовых исследований организовал второй круглый стол, посвящённый исследованию «COVID-19 — тест для правовых систем мира». Эксперты из Соединённых Штатов Америки, Китая и Швеции поделились результатами своих исследований.

Виктория Манько — Генеральный директор Центра, модератор мероприятия — в своём вступительном слове рассказала о цели исследования, которая заключается в комплексном изучении готовности правовых систем к пандемии, оценке достаточности действующего законодательства для создания правовой базы борьбы с коронавирусной инфекцией, а также выявлении и анализе принятых мер. «Мы увидим, было ли достаточно законодательных актов, принятых до COVID-19, для реагирования на кризис или были приняты новые законодательные акты; выясним, были ли полномочия ответственных органов централизованы или децентрализованы; и, в итоге, определим меры, принятые для борьбы с COVID-19, и выявим наиболее пострадавшие секторы», — пояснила Виктория Манько.

Элизабет Платт — привлечённый эксперт Центра по изучению опыта Соединённых Штатов Америки, Директор программы технологии политических исследований в Центре исследований права в области общественного здравоохранения Школы права им. Дж. Бизли Университета Темпл — представила результаты исследования. По её словам, Конституция США не включает в себя положения об общих чрезвычайных полномочиях государственных органов власти или об объявлении чрезвычайного положения. На основании десятой поправки к Конституции, которая оставляет за штатами «права полиции», именно штаты вправе принимать меры в области общественного здравоохранения, такие как карантин, направленные на сдерживание распространения инфекционного заболевания во время пандемии. Это позволяет штатам издавать собственные чрезвычайные акты для защиты населения, а также объявлять чрезвычайное положение: эта процедура в разных штатах существенно различается. Федеральное правительство обладает соответствующими полномочиями на основании трёх актов Конгресса, связанных с чрезвычайными ситуациями. Таким образом, в стране наблюдается децентрализация государственной власти в области чрезвычайных ситуаций. Кроме того, эксперт отметила, что в США до сих пор отсутствует национальная стратегия по тестированию и отслеживанию контактов.

Юшуа Фанг — привлечённый эксперт Центра по изучению опыта Китая, Соискатель докторской степени (DPhil) Оксфордского университета — отметила, что в действующей Конституции отсутствует положение о чрезвычайном положении. По её словам, текущая система реагирования на чрезвычайные ситуации в области общественного здравоохранения в Китае основана на различных законодательных актах, разработка которых была инициирована после принятия Закона о профилактике и лечении инфекционных заболеваний в 1989 году. Только после вспышки атипичной пневмонии в 2003 году в этой области произошли более существенные изменения как на национальном, так и на субнациональном уровнях: был принят ряд законодательных актов в сфере чрезвычайных ситуаций в здравоохранении. При этом специальных законодательных актов в связи с новой коронавирусной инфекцией разработано не было, все действия органов власти осуществлялись в соответствии с раннее принятыми нормативными правовыми актами, отметила эксперт. Как следствие, полномочия государственных органов пока ещё не в полной мере регламентированы соответствующей правовой базой, пояснила она.

Катарина Фаст Лаппалайнен — привлечённый эксперт Центра по изучению опыта Швеции, Доцент кафедры юриспруденции, права и технологий юридического факультета Стокгольмского университета — рассказала об уникальных для мирового сообщества шагах, предпринятых Швецией в борьбе с новой коронавирусной инфекцией. Эксперт обратила внимание, что шведское конституционное законодательство не допускает объявления чрезвычайного положения в случае гражданского (т. е. невоенного) кризиса. Таким образом, действия органов власти были основаны на законодательстве, которое разработано таким образом, чтобы его можно применять как в обычное, так и в чрезвычайное время. Швеция в целом была юридически готова к борьбе с пандемией несмотря на то, что во время кризиса потребовалось дополнительное законодательство: в основном, оно касается внесения изменений в действующее законодательство, а не разработки нового.

Ссылки на полную видеозапись круглого стола:


COVID-19 — тест для правовых систем мира. Россия, Великобритания, Франция

C докладами в рамках сессии выступили

Виктория Манько (модератор)
Генеральный директор, Центр международных и сравнительно-правовых исследований
Элизабет Платт
Директор программы технологии политических исследований, Центр исследований права в области общественного здравоохранения Школы права им. Дж. Бизли Университета Темпл
Юшуа Фанг
Cоискатель докторской степени (DPhil), Колледж Кебл Оксфордского университета
Катарина Фаст Лаппалайнен
Доктор юридических наук, доцент, юридический факультет Стокгольмского университета

Другие наши мероприятия