На сегодняшний день регулирование в Арктике уже существует: как на международном уровне, так и на уровне национальных юрисдикций. Кроме того, имеются различного рода документы «мягкого права», включая корпоративные стратегии. Вместе с тем новые климатические условия требуют новых подходов к регулированию. Об этом в ходе сессии «Диалог женщин о развитии Арктики» в рамках Евразийского женского форума рассказала Генеральный директор Центра международных и сравнительно-правовых Екатерина Салугина-Сороковая.
По её мнению, глобальные перемены в Арктике ставят непростые вопросы о применении существующих правовых норм к новым условиям. «Например, в Конвенции по морскому праву есть статья 234, предоставляющая прибрежным государствам особые права устанавливать требования по защите морской окружающей среды в покрытых льдом районах в пределах своей исключительной экономической зоны. И понятно, что в ближайшей перспективе эти районы могут утратить такой статус. Возникает вопрос: будет ли связана с этим необходимость пересмотра установленных правил? Этот вопрос сегодня можно считать дискуссионным», — отметила Екатерина Салугина-Сороковая.
Следующая проблема, о которой рассказала эксперт, связана с повышением уровня Мирового океана, которое приведет к сдвигам береговой линии. «Как после изменения будут отмеряться морские пространства: территориальное море, исключительная экономическая зона, континентальный шельф? Как быть с исчезающими островами и морскими пространствами вокруг них? Сейчас во всём мире идет экспертное обсуждение этой темы: в частности, в Комиссии по международному праву. Однако следует признать, что эти дискуссии пока далеки от завершения», — рассказала Екатерина Салугина-Сороковая.
Она также затронула вопрос выработки новых правил поведения. По её словам, климатические изменения — это не только угрозы, но и возможности. «При этом мировое сообщество активно говорит о том, чтобы Арктику законсервировать, практически всю деятельность прекратить, потому что любое участие человека ускоряет те процессы, которые всё мировое сообщество сейчас пытается замедлить», — подчеркнула Генеральный директор Центра международных и сравнительно-правовых исследований.
Резюмируя, Екатерина Салугина-Сороковая ещё раз обратила внимание на актуальность применения механизмов «мягкого права»: «Мне кажется, что это действительно тот механизм, который стоит активно использовать, потому что международные нормы требуют длительного процесса для принятия, а институты «мягкого права» могут очень быстро реагировать на изменения».