30 марта 2021 года на онлайн-площадке LF Talks состоялась дискуссионная сессия «Цифровизация международной торговли». Организаторами мероприятия выступили Комиссия ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ), Министерство экономического развития Российской Федерации и Центр международных и сравнительно-правовых исследований (ЦМСПИ).
Генеральный директор ЦМСПИ Виктория Манько в своём приветственном слове поблагодарила секретаря ЮНСИТРАЛ Анну Жубан-Бре и заместителя Министра экономического развития РФ Алексея Херсонцева за инициативу проведения мероприятия и отметила, что вопросы цифровизации приобрели ещё большую актуальность на фоне пандемии COVID-19. Переориентация на электронную форму взаимодействия должна содействовать восстановлению мировой экономики, что влечёт за собой необходимость объединения усилий по созданию соответствующего правового регулирования, которое призвано защищать участников рынка и в то же время не создавать неоправданных препятствий для применения и появления новых цифровых инструментов и платформ. Виктория подчеркнула, что важность создания эффективного единообразного регулирования в сфере электронной торговли осознаётся давно. «И подтверждением этому служит деятельность Рабочей группы IV ЮНСИТРАЛ, в работе которой наш Центр принимает участие в качестве наблюдателя», — отметила она.
Статс-секретарь — заместитель Министра экономического развития РФ Алексей Херсонцев рассказал о шагах, предпринятых в Российской Федерации в целях внедрения цифровых технологий в торговлю, в том числе о принятии Концепции развития регулирования отношений в сфере технологий искусственного интеллекта и робототехники до 2024 года. «Одним из принципов, заложенных в Концепции, является человеко-ориентированный подход, предусматривающий, что конечной целью развития технологий искусственного интеллекта и роботехники является обеспечение защиты прав и свобод человека, гарантированных российским и международным законодательством, а также учёт как положительного, так и отрицательного международного опыта правового регулирования», — заявил статс-секретарь.
С приветственным словом также выступила секретарь ЮНСИТРАЛ Анна Жубан-Бре, рассказав о работе ЮНСИТРАЛ по анализу возможности создания онлайн-платформы, позволяющей государствам обмениваться опытом в отношении законодательных мер, направленных на реагирование и восстановление после пандемии COVID-19, а также о разрабатываемых в течение уже более 25 лет единых правовых стандартах для облегчения совершения электронных сделок. Госпожа секретарь отметила, что в рамках ЮНСИТРАЛ существуют различные проекты, связанные с темой дискуссии, в том числе разработка нового международного документа по оборотному мультимодальному транспортному документу для трансграничной сухопутной торговли, а также исследование правовых вопросов в отношении новых инструментов цифровой экономики, включая искусственный интеллект, блокчейн, смарт-контракты и потоки данных.
Участники первой дискуссионной панели, модератором которой стала Марина Рожкова, обсудили правовое регулирование деятельности электронных торговых платформ. Тереза Родригес де лас Эрас Баллелл отметила, что платформы претендуют на статус частной правовой системы с собственной юрисдикцией, контролем за соблюдением установленных правил и внутренней системой разрешения споров, что неизбежно ставит вопрос об их соотношении с государством. Хонг Сюэ в своей речи сконцентрировалась на роли платформ в обеспечении трансграничной среды доверия и безопасности международной торговли, в том числе посредством удостоверительных услуг, системы рейтинга и кибербезопасности, а также согласилась с тем, что частная платформа не должна подменять собой государственное регулирование. Лиз Альм обратила внимание на разницу во взглядах на сущность правовой платформы как цифрового посредника, не осуществляющего торговую деятельность и отвечающего только за свои действия, или как регулятора рынка, который несёт ответственность за действия своих пользователей. Она также отметила тенденцию нивелирования различий в регулировании отношений с участием потребителей и предпринимателей в рамках платформы и выразила согласие с необходимостью разработки международных стандартов деятельности и ответственности платформ как правовой основы для национального регулирования. В заключение спикеры обсудили поступившие вопросы, в частности, о возможностях использования блокчейна в деятельности частной торговой платформы, о влиянии технологии распределённого реестра на статус платформы как самостоятельного субъекта права, а также о применимом праве к сделкам, совершённым с использованием платформы.
Вторая дискуссионная панель, модератором которой выступила Людмила Терентьева, была посвящена вопросам электронных торговых документов. Людмила отметила важность разграничения на международном уровне процессов гармонизации и унификации статуса сделки, совершённой в электронной форме, а также рассказала о различных аспектах диспозитивности Конвенции ООН об использовании электронных сообщений в международных контрактах. Игорь Фургель описал основы создания эффективного международного юридического механизма для трансграничного признания систем управления идентификацией лиц, а также действительности электронных подписей в разных юрисдикциях. Александра Фасахова сконцентрировалась на правовых проблемах совершения и исполнения крупных трансграничных финансовых сделок (а именно целого комплекса двусторонних договоров между различными сторонами) в электронной форме, взаимодействия участников таких сделок с государственными органами, будь то нотариусы, держатели реестров или судебные органы, а также на вопросах эффективности международного регулирования в указанной области. Рауль Ренард в своём выступлении рассказал о важности цифровизации таких торговых документов, как товарные накладные, коносаменты, векселя, складские свидетельства, затронув вопросы доверия к таким документам в электронной форме, снижения риска мошеннических действий и реализации и передачи прав по этим документам. Николя Руйе отметил, что юридические вызовы для развития информационных технологий являются самыми существенными, но важны не столько реформы, сколько отсутствие необоснованных запретов и препятствий в использовании электронных инструментов. Панель завершилась обсуждением статуса удостоверительных центров и возможностей их использования в отношениях между государствами.
Автоматизированное заключение контрактов стало темой третьей дискуссионной панели, которую модерировала Кристиане Вендехорст. Она отметила, что если ранее юридическое сообщество волновало признание заключённости и действительности контракта в автоматизированной форме, то теперь повсеместно обсуждаются требования безопасности, надзора и ответственности автономного (без участия человека) заключения контрактов искусственным интеллектом, а также переориентирование понятий договорного права на автоматизированные контракты. Дискуссию начал Денис Картамышев, который указал на необходимость идентификации лица, от чьего имени заключается соглашение, и обратил внимание на важность наличия соответствующих полномочий. В условиях наличия двух разнонаправленных целей у бизнеса (извлечение прибыли) и государства (контроль за оборотом цифровых прав и взимание налоговых поступлений), а также в случае нахождения внутри одной информационной системы двух и более государств встаёт вопрос о том, как определяются принципы действия алгоритмов заключения договора, проверка контроля их соблюдения, а также кем и как определяются критерии эффективности сделки, пояснил спикер. Матея Дурович рассказал о зарубежных подходах к регулированию смарт-контрактов, призванных допустить их применение и одновременно с этим защищать фундаментальные права участников оборота и не допустить ошибок в алгоритмах их заключения. Андре Янссен сосредоточил внимание на практике использования смарт-контрактов при заключении сделок международной купли-продажи товаров, на возможностях применения положений Конвенции ООН о договорах международной купли-продажи товаров к смарт-контрактам и подходах к ответу на вопрос, является ли криптовалюта платёжным средством по смыслу Конвенции. После докладов участники панели обсудили подходы к государственному и международному регулированию смарт-контрактов как инструментов трансграничной торговли.